09:51

перевертыш :)
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»...
------------------------

В школе это стихо как-то прошло мимо.
А вот когда занялся стихоплетством
и начал задумываться над смыслом своих и чужих стихов, у меня возник ряд недоуменных вопросов.
Что-то в этом стихе не так!

первые же 2 строки
"Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз"

От имени кого ведется рассказ??
От имени медведя-шатуна?
Лиргерой вышел зимой из лесу "однажды".
Надо понимать, он в основном в студеную пору сидел в этом лесу.
Далее - был сильный мороз.
Видать в лесу было теплее (в берлоге?) и что мороз сильный,
ЛГ почувствовал, только выйдя из леса.

Далее - увидел сани с топливом (то ли дрова, то ли хворост)
И что самое удивительное - так вчистил, что догнал их.
Или...
Или сани двигались в лес??
Но тогда почему "из леса вестимо".

Далее, если в лесу раздавался стук топора,
то Лиргерой уже до выхода из леса должен был его прекрасно слышать.
А по стиху - он обратил на это внимание, только выйдя из леса,и догнав сани и заговорив с мальцом.

Странно все это.
Какое-то нагромождение бессмыслиц.
Можно конечно, все списать на авторские ляпы.
Но мне кажется более интересным другой вариант.

Мне кажется - здесь присуствует банальная опечатка или авторская описка.
Бывает такое. Хочешь написать одно, а отвлекся и вылетает другое слово.
Слово, может,застрявшее из другого стиха. Или из другого варианта этого стиха. Бывает , в процессе переделки, забываешь что-то.
Наконец, возможный источник искажений - перепечатка стиха сторонним человеком.(сколько странных интерпретаций своих стихов я видел, доверив набирать их другим!)
Ну а в процессе авторской правки - нередко автор читает не напечатанное, а то, что у него в памяти.

А ведь в стихе Некрасова достаточно изменить только одно слово:

"Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из дому вышел; был сильный мороз"

И все сразу же становится на свои места.
Все отмеченные нелепости исчезают.
Барин действительно может позволить себе в стужу сидеть дома и выходить из дома "однажды".
Выйдя - ощутить что мороз сильный - вполне естественный ход повествования.
Далее - ЛГ пошел не от леса а от дома (к лесу), поэтому, ему не надо было ставить рекорды спортивной ходьбы, догоняя сани.
И наконец, если дровосек не сильно громыхал, то вполне естественно, что ЛГ прислушался только после слов мальчика и только тогда улышал, что в лесу кто-то орудует топором.

Хочу заметить, что Некрасов - поэт-реалист.
Отнюдь не из тех, кто любит нагромождать детали и подробности невесть для чего.
И гораздо скорее поверю в версию об опечатке, чем в версию о том, что он лепил строчки не подумавши.

Кстати, в этом стихе есть строки, которые могут показаться бессмысленными нынешнему читателю. Но которые вполне осмысленны для тех времен.
Вопрос "откуда дровишки" появился вовсе не из-за олигофрении Лиргероя.
Дело в том, что в те времена многие леса были барскими. и вопрос
"откуда дровишки" фактически означает - "ну, что, подворовываем?"
"а что у отца-то большая семья" - "ну что вы можете сказать в свое оправдание?".
Кстати, не исключаю, что и путаница хворост-дрова не просто огрех автора.
"гляжу - поднимается м е д л е н н о в гору"
Хворост - вещь легковесная.
Может, только издали казалось, что хворост.
А на самом деле - дрова, прикрытые сверху хворостом.
Дело в том, что хворост собирать в барском лесу в общем-то обычно не возбранялось.
А вот рубить деревья без барского позволения - нельзя было.
Поравнявшись с санями ЛГ увидел обман...
Некрасов, сам будучи барином, наверняка не раз сталкивался с разными крестьянскими хитростями.
Вовсе не исключено, что и именно с такими.
Тогда кстати становится понятным выбор времени для операции "Ы" - когда хороший хозяин собаку на двор не выгонит. (в сильный мороз).

В общем, мне верится с трудом, что такой поэт-реалист допустил кучу перечисленных мной коряг просто по небрежности.
потырено тут

Комментарии
17.03.2009 в 21:11

Вообще-то "Крестьянские дети" начинаются со строк "Опять я в деревне, хожу на охоту, пишу мои вирши, живется легко..." Автор после очередной охоты "из лесу вышел" и увидел описываемую картину. "Однажды" в данном случае синоним "Был случай", потому что после короткого вступления следует рассказ о маленьком мальчике, везущем воз хвороста. И вопрос "Откуда дровишки?" совершенно закономерен, потому что мальчику этому шесть (!) лет. Похоже, что литературному критику ненамного больше, во всяком случае неприкрытое желание при первом удобном случае показать свою образованность выдают в нем юный ум. Обычное хвастовство типа "Мама, смотри, божья коровка!" (Крестьяне воровали барский лес) и ожидание похвалы "Ой, какой ты молодец, такой маленький, а так много знаешь!" Да чего уж говорить, если в школе эти стихи учат наизусть, а мимо литературного критика они по его же словам "прошли мимо". Короче, чушь.
25.03.2009 в 11:48

Некрасов описывал становление сексуальных меньшинств и первую увиденную им семью геев. :D
25.03.2009 в 11:52

Критика и разбор взятой за образец ситуации по крохотному обрывку информации, где информативность искажалась поиском рифмы и размером строки по слогам и ударениям, на мой взгляд безрезультатна.
Мы в школе с приятелями на другие стихи обращали внимание - на те, где вообще иносказательно говорилось о всяких сексуальных извращениях, - и половину уроков гоготали вместе с учителями, которые краснели и старались успокоиться ))
10.12.2009 в 16:39

Лет тридцать назад мой приятель, глупой шутки ради, цитировал некрасовские строки так: в лесу раздавался топор гомосека. Смешно? Как и всё прочее, которое ниже пояса. Теперь давайте ещё усомнимся, до чего был охотник Некрасов, если даже сильные морозы не удержали его дома, и он ринулся к своим зверушкам.
10.12.2009 в 17:17

ребята, да вы больны!!! Ведь это же просто милый стишёк, навевающий ностальгию на "школьные годы чудесные"...
10.12.2009 в 17:37

«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»... Некрасов описывает свой восторг крестьянскими детьми, на сколько они становились рано взрослыми и ответственными в семье! В шесть лет мальчик, который по сути ещё ребёнок, позиционирует себя взрослым мужчиной! Семья большая а мужиков (кормильцев) всего два. Вы себя можете представить в 6 лет с осознинием того, что в этом возрасте, вы ответственны за семью и уже работать, и заробатывать на пропитание своим матерям и сёстрам!? Думаю, что Aktenom , тебе в этом возрасте ещё шнурки завязывали и сопли подтирали бабушки, мама и сёстры!! Если конечно были сёстры. В наши времена 3 ребёнка в семье это уже многодетная семья!
10.12.2009 в 18:37

молодой человек,а вы под чем стих разбирали? Логика последовательная, но безсмысленная.
19.01.2010 в 18:07

я СТОБОЙ НЕ СОГЛАСЕН,НА САМОМ ДЕЛЕ В ЛЕСУ ВСЕГДА ТЕПЛЕЕ,ЧЕМ ЗА ТЕРИТОРИЕЙ ЛЕСА,ТАК ЧТО ТЫ НЕ ПРАВ
30.03.2010 в 09:43

Да не один человек не попрется в "студеную пору" и сильный мороз в лес!
Все в сильный мороз сидят по домам!
Только те кто хочет что-то стырить вылезают куда-нибудь.
Так-что - из дому! он вышел из дому, а не из леса!
И дрова - ворованные!
02.05.2010 в 22:57

Афтор выпей яду.
Тебе надо не стихи писать, а опыта жизненного поднабраться.
Вот мы с батей ходили на охоту на зайцев и иногда было так холодно,
что казалось что на песцов охотимся. Вот тебе ситуация из жизни:
мы вышли еще до рассвета, прошли подлесок и углубились в лес,
а с рассветом прихватил крепкий морозец и решено было поворачивать назад.
и вот мы выходим из леса на дорогу, деревня справа, а мы как бы на холмике
и вот слева снизу на этот холмик поднимается трактор (он нас до деревни потом подбросит).
вот тебе и весь стих. кстати даже легкий ветерок усиливает мороз, так что выйдя из леса ты это сразу почуствуешь.
а дрова конечное они у барина спиздили :)
26.03.2011 в 17:35

Некрасову, чтобы всем стало понятно(и таким как вы несообразительным)нужно было написать так:"Как- то зимой гулял я по лесу с ружьем за спиной.В ту пору стояли сильные трескучие морозы.Вышел я из леса,- передо мной была дорога к деревне.И вот,вижу - поднимается медленно в гору телега,запряженная каурой(к примеру)лошадкой."
И так далее и тому подобное...Так что-ли ?
20.02.2012 в 13:12

может отец загрузил хворост, отправил мальчика домой и присел отдохнуть, а потом начал рубить дрова и по времени это совпало с моментом встречи мальчика с охотником, да и какая разница, главное красиво написано, это же не дача показаний у следователя, мне кажется Aktenom - полный идиот, он на самом деле показывает свою тупость и дебилизм в попытке блеснуть своим умом, которого нет, если бы он у него был, то однозначное такую хрень не стал бы писать... тебе нужно дрова рубить, а не стихи писать, ты ведь конченный дебил, раз такое пишешь...
22.04.2012 в 12:27

Критика других - кто не может ответить
Легка и позорна. И для себя -
К искусству надо быть осторожней
-Ведь мы осуждаем сами себя

А если совсем не понятно. Не просто
Понять свою глупизну. Примите ж
подарок в объятьях бесплатный
Сей стих как ответ на чью-то мольбу
(geisman@inbox.lv)
27.12.2012 в 05:16

ребятааа..ну вы даете! Автор данного поста, может не стоило пытаться доказать наличие мозгов такими глупостями и абсурдом вообще? У меня мегафейспалм был от ваших умозаключений!!
Согласна с 1комментом, и еще с тем где о семье.
Убвала почти каждая фраза: про барина который за каким-то чертом поперся в лес!? Про то как вы к морозу прицепились! Про рассказчика, который в мороз, по сугробам, бегооом, до неимоверно быстро несущейся телеги добежал! Чушь несусветная! Естественно, лошадь, нагруженная сильно, не будет тебе бежать трусцой!! хотела бы я посмотреть на тебя бегущего спринтом.
Фраза у кого-то была "никто в такой холод на улицу не попрется, дома все сидят!" тоже тупо. Ты вот крестьянин, живешь в деревушке, топишь дровами избу, чтоб не замерзнуть, а тут раз: не, че-т хоолодно там, неее, не пойду.. Идиотизм конечный. Как миленький побежишь чтоб не сдохнуть от холода и голода!
И еще..каким же надо быть..даже слово подобрать трудно..чтоб не понять значение слова "однажды", поражает просто! Дети в начальной школе и то понимают! да и все тут ясно! Развезли тут демагогию. Из пустого в порожнее..
деградируете. Просто нет слов....
08.12.2013 в 15:02

Монетке перевертышу - а дальше вы не читали? "откуда" отрывок?!??? про малого ребенка про "играйте дети, растите на воле" и вообще содержание, где автор воспевает свою любовь к крестьянским детям, неужели автор задумал именно в этом отрывке такой злой подтекст "перевертыш"!!! наверно вопрос про дрова был обыкновенной фразой для завязывания дружелюбного разговора с ребенком, на что малыш серьезно отвечает - "откуда они могут быть дядя, как будто ты не понимаешь, естественно из леса.." - звучит в этой строчке, и Уж если на то пошло, То про звук топора - это указано в скобках, как бы фоном - стучал он и стучал, стучал и пока он в лесу был, и когда вышел, и до и после, а не то что автор прям только что это услышал, и при фразе "отец слышишь", автор понял что стук имеет непосредственное отношение к этому мальчику. А вам сколько годков то, что настолько перевернули смысл? выдумать можно все что угодно и усмотреть подтекст в любой фразе, все зависит от того как вы относитесь к этой жизни, насколько вы антогонистичны. И кстати актеном - это не "перевертыш", разве что у вас в голова АКТИНом переполнена..
20.12.2013 в 21:24

Просто напишу это здесь, чтобы любой другой адекватный человек, каким-то чудом попавший на эту страницу, не подумал бы вдруг, что все "гости" на голову отбитые люди. Только те, кто выше этого сообщения и кто ниже :)

Я сам, честно признаюсь, фантазёр и оптимист. Поэтому я почему-то всё ещё верю, что человек не способен написать подобного рода (примеры выше) комментарий, находясь в здравом рассудке и памяти. Или ты, АктеноммонеткА, их сама сочиняешь, или у тебя тут завелось несколько троллей, или это коты вылезли в интернет и поэтому создают впечатление, что они с другой планеты. Но это точно не может быть чем-то, что родил человеческий разум. Конечно, ни у глупости, ни у безумия, наверное, нет пределов. Но всё-таки с трудом верится, что некоторые люди могут настолько отличаться от образа и подобия адекватного человека, которое я выстраивал в голове все эти годы. Ну, дорогие гости, продолжим? Я уже почти 4 года слежу за ходом вашей активности, так что милости просим %)
14.10.2014 в 21:50

Прочитала я ваши коменты , и так в лес захотелось сбежать, вот даже мороза не побоялась бы :-)
07.12.2014 в 13:11

Кто его цитирует тот лолка
25.12.2016 в 20:00

"Хворост — опавшие ветви деревьев, используемые как топливо и для строительства.
Ветви хвороста ломкие, их не нужно рубить. Хворост хорошо и быстро горит, он удобен для быстрого приготовления пищи и разогрева домашней печи".
Крестьянский поэт, а не знал, что такое хворости. Его не рубят.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии