С наступлением осени вступит в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый еще в 2010 году. Среди прочего документ обязывает помечать каждую программу специальным значком, где будет указан возраст, на который она рассчитана. Таких возрастных групп пять: «0+» (для зрителей младше 6 лет), «6+» (от 6 лет), «12+» (от 12 лет), «16+» (от 16 лет), «18+» (только для взрослых). Не нужно помечать только прямой эфир.
На телевидении Волка из «Ну, погоди!» и крокодила Гену заставят бросить курить.
Решать, кому и что можно смотреть, каналам разрешили самостоятельно. В сложных ситуациях на помощь придут эксперты. Представители каналов заявляют, что выполнить требование закона готовы. Но, по неофициальным данным, на «кнопках» царит легкая суматоха. Нюансов в законе уйма, решить, к какой возрастной группе отнести программу или фильм, не так-то просто. К примеру, как быть с «Ну, погоди!»? Поколения на мультике выросли, а показывать его теперь вроде как нельзя - Волк же то и дело курит! И крокодил Гена - тоже! Выход один: вырезать «компрометирующие» кадры.
Для показа детям будут запрещены не только сцены, которые могут спровоцировать самоубийство, употребление наркотиков, но и, например, способные «вызвать желание заниматься бродяжничеством, попрошайничеством». А значит, придется решать, как быть с приключенческими фильмами для подростков, где герои сбегают из дома. Ведь было бы странно маркировать их «18+». На одном из каналов «на всякий случай» уже отменили премьеру «сомнительной» программы, реклама которой шла в эфире.
Следить за исполнением закона поручено Роскомнадзору. Предполагается, что ведомство будет рассматривать и обращения граждан. На наш вопрос, как это будет происходить на практике, там ответить затруднились - подзаконные акты еще не готовы.
Значок, дизайн которого каждый канал разрабатывает самостоятельно, по закону должен располагаться в углу кадра и занимать не менее 5% экрана. Детали регламентирует приказ Минкомсвязи: значок будет появляться на 8 секунд в начале программы и каждый раз после рекламной паузы. Похожие законы действуют во многих странах мира. У нас он затронет не только телевидение - значки появятся на билетах в театры, на журналах, в компьютерных играх, интернет-сайтах и т. п.
Все вышеуказанное по ТВ нельзя демонстрировать с 4.00 до 23.00. Мат и порно запрещены круглосуточно. Исключение - платные кабельные и спутниковые каналы, для приема которых нужен декодер.
Дети до 6 лет (0+) вполне могут наблюдать сцены насилия (без излишнего натурализма), но только при условии торжества добра над злом. Под это ограничение подходит большинство русских сказок или, например, мультик «Том и Джерри» (если вырезать сцены курения).
Дети 6 - 11 лет (6+) уже могут посмотреть фильмы, где герой ненадолго заболевает (как в мультике «Про бегемота, который боялся прививок») или даже умирает «ненасильственным путем». Допустимы даже «антиобщественные действия» - при условии, что они осуждаются.
Двенадцатилетним (12+) по силам, по мнению разработчиков закона, справиться со сценами, где добро не всегда торжествует (кажется, многие сказки Андерсена подпадают именно под это ограничение). Но жертву непременно должны жалеть, а насилие осуждать. Но можно и не осуждать, если кого-то замочили с целью защиты граждан (как Волка в «Красной Шапочке» или в сказке «Семеро козлят»). Можно даже упоминать (но не показывать) наркотики и сигареты, но только если выражается отрицательное отношение к ним.
Совсем уже взрослым детям (16+) позволительно видеть кадры катастроф, слышать брань (без мата). Наконец-то допустимы интимные сцены (но пары должны быть разнополые и чтобы никаких сцен сексуального характера). На наш взгляд, в эту категорию можно включить многие молодежные сериалы про любовь и, скажем, фильм «Ромео и Джульетта».
ВАЖНО
Если дома родители смогут разрешить ребенку остаться у экрана, когда там идет передача для более старших, то в кинотеатрах, театрах и т. п. придется подчиниться закону: контролеры перед входом в зал будут уточнять возраст. Правда, есть послабление для шестилеток - в сопровождении взрослых их пустят на фильм «12+».
В прямом телерадиоэфире КП редактор отдела телевидения «Комсомольской правды» Павел Садков, режиссер мультфильмов, аниматор Аида Зябликова, актер программы «Спокойной ночи, малыши» Юрий Григорьев и ведущая Инна Боева обсуждают новый закон о ТВ. По нему сказку «Красная Шапочка» или «Семеро козлят», судя по возрастным ограничениям, можно будет смотреть детям после 12 лет. Потому что там есть насилие над волком - его убивают.
Текст закона
Боева:
- Со мной в студии редактор отдела телевидения «Комсомольской правды» Павел Садков, Аида Петровна Зябликова, режиссер мультфильмов, аниматор. Ждем еще Юрия Герасимовича Григорьева, актера, которого многие видели в программе «Спокойной ночи, малыши» когда-то. Разговаривать будем о новом законе, который скоро будет применяться на телевидении. Речь идет о возрастных ограничениях, которые будут применяться ко всем программам, включая мультфильмы. У нас есть материал, который мы подготовили к этой теме.
Разговоры об этом законе начались еще два года назад, в 2010-м. Детей поделили на пять возрастных групп.
Садков:
- Попытаюсь коротко объяснить, в чем его смысл. Смысл в том, что при демонстрации каких-либо мультфильмов, фильмов или других передач на телевидении с 1 сентября этого года будет идти некое предупреждение. Как оно будет выглядеть, пока загадочно.
Боева:
- Телекомпании должны будут ставить специальную маркировку.
Садков:
- Да, маркировку все каналы пока разрабатывают. Занимать она должна не менее 5% экрана, появляться в течение 8 секунд после начала программы и после каждой рекламной паузы. Где будет сказано, что, например, в данном случае это 6+, 12+ и т.д. Там довольно смешные формулировки. Скажем, если Колобка съели, то это уже вроде как сцена смерти. Это, условно, старше 12 лет. И так далее. Как в этом разобраться, сейчас выясняют юристы.
Или, например, если волк курит, и после этого закашлялся, показано, что волку плохо, то детям до 6 лет это можно смотреть. А если он покурил и дальше пошел, то это уже старше 12.
Боева:
- Это известный мультфильм «Ну, погоди!». Мы помним мультфильм про Чебурашку и крокодила Гену, где крокодил тоже покуривает.
Садков:
- Он с трубкой всегда, но не всегда курит. Если он курит с удовольствием, это уже проблема, надо будет как-то с этим бороться.
Боева:
- Возрастные категории. Это дети до 6 лет (первая возрастная категория), от 6 до 12 лет, от 12 до 16 и от 18. Что можно смотреть детям? Все, что побуждает к действиям, представляющим угрозу для здоровья и жизни героев, что вызывает желание выпить, покурить, употребить наркотики, играть в азартные игры, заниматься проституцией и бродяжничеством, все, что обосновывает или оправдывает насилие или жестокость, все, что отрицает семейные ценности, формирует неуважение к родителям и т.д. Все это должно обязательно маркироваться, чтобы люди могли ориентироваться, какой возрастной категории можно смотреть тот или иной мультфильм или передачу.
Я бы хотела задать вопрос Аиде Петровне. Попытайтесь оценить, сколько мультфильмов, на которых мы выросли и были воспитаны с детства, можно усмотреть сцен насилия, провоцирования стяжательства, жадности и прочего?
Зябликова:
- Если говорить от себя, то я бы сказала, что оставили бы в покое советские мультфильмы, которые всеми признаны, продуманы. Там была такая цензура, что нам и не снилось. Поэтому никакого насилия это точно не пропагандирует нигде. И если кому-то из родителей покажется, что его ребенок будет брать пример с этого лузера-волка в «Ну, погоди», захочет ему подражать, то пусть ему объяснят, что это раньше волки курили, а сейчас они не курят. Конечно, курить плохо, и в будущем можно этот вопрос учесть. Мы прекрасно можем снимать мультфильмы без курения. Но в данном случае волк так осмеян (я говорю на примере волка), это настолько очевидно.
Боева:
- Он и так явно отрицательный персонаж, которому подражать не хочется.
Садков:
- Я согласен. Кстати, абсолютно правильная мысль, что советские мультики прошли такую проверку и временем, и цензурой, худсоветами и прочим, настолько они были идеологически и нравственно выдержаны буквально в мелочах, что даже любое отклонение, какие-то мелкие нюансы… Мне кажется, трогать классику бессмысленно.
Зябликова:
- Да, не стоит.
Боева:
- Мне кажется, если спросить любого взрослого курящего, почему он начал курить, не найдется ни одного, который бы сказал: потому что посмотрел мультфильм «Ну, погоди», там волк курил, и я взял с него пример.
Мы сейчас посмотрим и послушаем материал, который подготовили по этой теме.
«Телеканалам придется задуматься, насколько вредят их передачи детям. Осенью этого года вступит в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Нехорошие программы планируется помечать значком, указывающим на возрастные ограничения. Похожие законы действуют во многих странах мира. У нас он затронет не только телевидение. Специальные знаки появятся на билеты в театры, на журналах, компьютерных играх и интернет-сайтах. Что примечательно, программ выходящих в прямом эфире, это не касается.
Решить, какой возрастной группе принадлежит программа или фильм, не так-то просто. К примеру, как быть с мультиком «Ну, погоди», и что делать с волком, который курит сигареты одну за другой? Не одно поколение выросло на советском мультфильме, а показывать его теперь вроде как нельзя. Вариант один – вырезать компрометирующие моменты. Для показа детям будут запрещены не только сцены, которые могут спровоцировать самоубийство, употребление наркотиков, но и способные вызвать желание заниматься попрошайничеством. Похоже, и с приключенческими фильмами придется распрощаться, а на телеканалы нанимать целый штат цензоров.
Не приведет ли новый закон к тому, что контент телевидения кардинально изменится? Сможет ли небольшой значок, почти такой же, как на пачках сигарет, уберечь наших детей от вредной информации и повлиять на их воспитание?»
Боева:
- Как быть с маркировками, кто должен регулировать и решать вопрос, к какой возрастной категории тот или иной мультфильм принадлежит, кому можно смотреть, кому нельзя?
К нам присоединился еще один гость – Юрий Герасимович Григорьев, актер, человек, который долгие годы вел программу «Спокойной ночи, малыши».
В принципе телеканалы готовы маркировать – ну, закон есть закон. Каждый придумает свой логотип, он будет появляться в начале и в конце программы или мультфильма. Но кто будет определять? Как определить, какую воспитательную нагрузку несет тот или иной мультфильм и как он повлияет на умы подрастающего поколения?
Григорьев:
- Я последние слова Аиды Петровны услышал. Абсолютно согласен, наши мультфильмы настолько чудесны, настолько пропитаны добротой и любовью, что они должны быть вынесены вне этого закона и не обсуждаться. Это просто абсурд. Как всегда, у нас бывают перегибы в нашей стране во всем, мы очень любим крайности, так и здесь. То, что касается мультфильмов, это просто не обсуждается.
Зябликова:
- По крайней мере, советские мультфильмы. Более поздние, российские – там уже были разные изменения. Но советские мультфильмы абсолютно продуманные.
Боева:
- Вы так подчеркиваете: советские. А если брать не советские, не отечественные мультфильмы?
Садков:
- Тот же Крот тоже совершенно продуманный, выдержанный мультфильм, прошедший проверку временем.
Григорьев:
- С другой стороны, Том и Джерри, наверное, стоит все-таки показывать. В нашей программе появилось в 2000 году новое веянье такое: мы должны быть впереди всех, это повысит рейтинг. Какой рейтинг? Наши редакторы обсуждали, где меньше насилия, в этом мультфильме или в этом? И так отбирали для самых добрых, светлых программ.
Боева:
- Они же проводили аналогию между нашим «Ну, погоди» и американским «Том и Джерри».
Григорьев:
- Несоизмеримо, просто несравнимо. Вот есть наши мультфильмы, в том числе и «Ну, погоди!», и есть западные. Когда мы заказали в свое время в Англии у замечательных кукольников свои куклы (Хрюшу, Степашку, Филю, Каркушу), мы дали все размеры, все объемы, формы дали свои. Но сделали не наши бабушки, эти замечательные женщины, которые с любовью, вложили душу, нашу, русскую душу, туда, а сделали англичане. Стоило это огромных денег. Привезли эти замечательные куклы. Кукловоды взяли их в руки – боже мой, то, о чем они мечтали. Они всё делали, они могли взять кружку, передать друг другу. Но только снимать их было нельзя. Потому что у них у всех, притом, что изначально дали формы, фотографии во всех ракурсах, у них было злое выражение лица. Вот что такое русская душа и не русская душа, что такое русский мультфильм, который пропитан добротой. А там злобный такой поросенок был. Я не знаю, куда они делись.
Садков:
- Он не злобный, он просто другой.
Григорьев:
- Именно злое выражение было.
Зябликова:
- Мы работали с англичанами, именно кукольные фильмы. И у нас совершенно замечательные мастера, которые делают кукол, уникальные, других больше таких нет. Но англичане тоже захотели делать кукол. И по нашим чертежам сделали. Не то.
Боева:
- Когда я перечисляли критерии, по которым должны быть маркированы и детские программы, и фильмы, мультфильмы, - бродяжничество. Вспомните советские фильмы, которые были сняты по книгам Каверина и т.д., где каждый второй пионер, мне кажется, сбегал из дома в поисках чего-то. Но это же пропаганда бродяжничества. Вспомните «Кортик». Это же вообще ужас. Они же уголовники готовые, получается.
Григорьев:
- Как всегда к любому вопросу, надо подойти разумно, чтобы это отслеживали – не знаю, была бы эта комиссия или комитет, неважно, как это назвать, - которые бы решали спорные вопросы. Но туда должны войти люди, которые очень любят детей, которые по-настоящему с ними работали, которые знают психологию детскую. И с любовью и добротой отнеслись к этому делу. Вот тогда будет нормальный результат. Тогда не будет перегибов, перекосов, тогда и «Кортик» окажется нормальным, и мультфильмы наши никто не будет собираться даже: давайте посмотрим все-таки. Не надо смотреть, там все хорошо.
Зябликова:
- Не только мультфильмы, но и фильмы для детей. У нас была единственная в мире специальная киностудия, которая делала только фильмы для детей. Там тоже все проверено и продумано. И я считаю, что наши фильмы для детей и мультфильмы это такое же достояние, как великая русская литература дореволюционная.
Садков:
- Я так подумал, что мы как бы со своей колокольни смотрим, с наших каких-то воспитательных вещей, с нашего времени, в котором мы жили. А дети, которые сейчас появляются, 6-7-летние, с совершенно другим грузом и воспитания, и какого-то мироощущения, как они воспримут, я не знаю. У меня в детстве вот такой пример. Помните кукольный фильм «Новый Гулливер»? Для меня там были какие-то шокирующие вещи. Фильм старый, и для меня было ощущение какой-то идеологической неправильности. Потом это немного по-другому воспринималось, но, тем не менее, я помню, что этот фильм я не любил именно по причине того, что для меня он был каким-то странным, не моим и старым. Притом что «Подкидыш» - гениальный фильм и т.д. Я к тому, что, может быть, действительно есть какая-то логика в том, что курящего волка нынешний ребенок будет воспринимать по-другому?
Боева:
- Если изначально разбираться в этом, мне кажется, можно любой мультфильм, любую сказку, любой детский фильм подогнать под какой-то негативный критерий, который уже будет достоин какой-то маркировки, ограничивающий просмотр для какой-то возрастной категории. Взять русские сказки. Там престарелые цари женятся на каких-то малолетних принцессах. Там кого-то выгоняют из дома постоянно, кто-то кого-то убивает. Сказки Андерсена – у всех печальный конец. А где же позитив, где настрой на жизнелюбие?
Григорьев:
- В этом и чудо сказки, в том числе и русских, и не русских сказок, что сказка всегда воспринимается, безусловно, позитивно, вне зависимости от финала, который автор или народ дал этой сказке. Знаете, лет за 15-17 я объехал всю нашу страну многократно, все крупные и средние города я объехал со своими выступлениями для самых маленьких. И я вам могу совершенно авторитетно сказать, что дети, по крайней мере, до 8 лет не меняются.
Боева:
- Вы поколение имеете в виду?
Григорьев:
- Да, поколение. Причем во многие города мы приезжали через 3-4 года. И дети (новые поколения уже появляются) не меняются, они так же непосредственны, так же готовы сопереживать. Дети есть дети. Я думаю, что все равно будут оценивать они одинаково. Какие-то нюансы – может быть, но в целом то, что сделано с добротой и любовью, никогда не вызывает… В моих представлениях (это спектакли такие, где дети обязательно участвуют) в самом начале есть Леший, который плохой, нехороший, кого-то крадет, Хрюшу утащил. Но в конце дети его превращают в доброго, и когда он их спрашивает: «А что, вы мои друзья?» - одним голосом: «Да!» В начале он был плохой. То есть эта трансформация в детском сознании «плохой – хороший», что плохо, что хорошо, если мы им не показываем «Том и Джерри», где друг друга все время забивают ракеткой или катком прокатывают, мы, взрослые, должны это отсеивать и решать.
Боева:
- То есть дети однозначно все с позитивной стороны оценивают?
Григорьев:
- Если мы им не навязываем и не говорим, что вот это хорошо, а это плохо, то они всегда с позиции доброты и любви оценивают.
Боева:
- Способны разобраться в этом?
Григорьев:
- Безусловно.
Боева:
- И даже если плохой конец у сказки, то дети вполне способны оценить или пожалеть?
Григорьев:
- Сердечко сопереживает. Это же важно. В своих этих представлениях мы многие вещи, для того чтобы ребенок не просто поиграл, попел, эти бесконечные цирки, которые ездят по стране, а здесь мы стараемся. И это видно. Когда к нам приходят взрослые после представления, они говорят: спасибо, мы как будто сами вернулись в детство, в сказку. Сказка необходима и нужна. И та доброта и любовь, которая есть в сказках, ее же… Почему наши фильмы замечательные? Потому что пронизано все нашей русской душой, российской, как угодно назовите, которая настроена на доброту, на позитив, на любовь. Если с этой позиции делать что-то, неважно, какой финал, что там, в середине происходило, но будет оцениваться это детьми абсолютно позитивно. Я в этом уверен.
Боева:
- Например, сказка «Красная Шапочка» или «Семеро козлят», судя по возрастным ограничениям, по критериям, которые определены, можно будет смотреть детям после 12 лет.
Григорьев:
- Я очень рад за наше телевидение.
Боева:
- Да, а следить за этим законом, который будет введен с 1 сентября, будет Роскомнадзор.
Григорьв:
- А кто входит в Роскомнадзор?
Боева:
- Видимо, эти люди воспитаны на других сказках, фильмах.
Садков:
- Можно я немного вступлюсь за закон? Как вы правильно сказали, до абсурда довести можно абсолютно все, чем мы в данный момент отчасти и занимаемся. Конечно, вырезать что-то из мультиков, по-моему, бред несусветный. Даже если этот мультик плохой. Тогда его просто не надо показывать.
По большому счету, родители получают дополнительный инструмент, чтобы работать со своими детьми. Да? Другой вопрос, как я им воспользуюсь?
Григорьев:
- Мы не против закона! Мы против перегибов!
Боева:
- Для кого это надо? Для родителей? Кому эта маркировка нужна? Роскомнадзору? Для успокоения души и совести? Телеканалам, чтобы подстраховаться?
Садков:
- Телеканалам это совершено не нужно! Это дополнительная головная боль.
Родителям? Смотри, если кол всему относиться, как к инструменту, можно как-то его использовать, повернуть это для себя. Мне кажется, что предупреждение на пачке сигарет для курящего человека, я курил, на меня бы не подействовало… Я бросил курить по другим причинам. Но, с другой стороны, может, ребенок меньше времени будет терять? Увидит, что эротики не будет и выключит сразу.
Если довести до абсурда – бред и безумие.
Боева:
- Раньше было единственное ограничение на всю страну: «Детям до шестнадцати…». И выросли же людьми…
Садков:
- Да не все выросли-то. Давайте смотреть правде в глаза.
Боева:
- Давайте ответим на телефонный звонок.
- Здравствуйте! Спасибо за интересную тему. Я против! Мы выросли на этих мультиках. Они содержат больше позитивных моментов. А курение какое-то… В конце концов, мама с папой рядом. И могут со своим ребенком обсудить этот мультик.
Григорьев:
- Безусловно.
- А если мы хотим бороться с пороками, надо снимать социальную рекламу. И ее показывать. А то, что мы поставим клеймо на мультик про колобка, что тут насилие со всеми последствиями, это смешно.
Боева:
- Спасибо. Кстати, реклама. Какой смысл ставить маркировку, если следом пойдет реклама какого-нибудь шоколадного батончика, которая пропагандирует экстремальные виды спорта. А маленькие буковки «не пытайтесь повторить» никто и не заметит.
У нас еще звонок.
- Здравствуйте! Я восемь лет назад бросил курить. Но сейчас не испытываю антагонизма к курильщикам. Я, действительно, считаю, что идет травля тех, кто не курит.
Боева:
- У вас есть дети?
- Взрослые.
Боева:
- Вам, как родителю, помогла бы маркировка внизу или вверху экрана, где было бы написано, что вашей десятилетней дочери не стоит смотреть эту программу?
- Нет, конечно.
Боева:
- Спасибо за звонок!
Здравствуйте!
- Добрый день! Меня зову Алексей. Мне кажется, мы смотрим со стороны взрослого человека. У нас своя логика. Я вот читаю книжки детские ребенку. Того же Пушкина. И некоторые моменты просто поражают. Кажется ужасными. Этого быть не должно в детской книжке. А когда мы были маленькие, это для нас было какой-то… Значения не придавали большого.
Боева:
- Спасибо большое!
Григорьев:
- Я думаю, Павел прав. Это дополнительный инструмент, который подскажет папе или маме…
Боева:
- А вам не кажется, что ребенок, который увидит маркировочку, это повод посмотреть.
Григорьев:
- Это как он воспитан. Да. Инструмент. Но орудие. А начинать надо с начала. Начало – это папа и мама. Дедушка и бабушка.
Все начинается с семьи.
Зябликова:
- Я согласна. Дети воспринимают не так. Недавно показывали двухлетнему ребенку мультфильм «Домовенок Кузя». Ничего не понимал, что там происходит. Он реагировал только на то, что когда он видел девочку под ногами взрослых. Ноги и маленькая девочка под ногами. Он очень смеялся.
Ребенок выбирает только то, что ему знакомо.
Боева:
- Очень много, ежемесячно у нас затевается программ, связанных с тем, чтобы оградить детей от того или иного. Интернет, реклама, торговля алкоголем и сигаретами. Теперь на телевидении возрастные ограничения. Может, сначала закончить с одним, потом приняться за другое?
Садков:
- Мне кажется, главное, что идет какая-то работа. Есть ощущение, что что-то нужно делать. И это самое главное. И мы вырабатывает общественное ощущение. Общество начинает думать, что все это надо.
Григорьев:
- Согласен. Чем больше этого будет, тем серьезней становится проблема. Больше людей задумываются над тем, что все не так просто. И «Дом-2», и «Детектор лжи» не должны быть на нашем телевидении. Просто по определению.
Та распущенность, которая есть, к сожалению, наше телевидение работает на это. Одна только добрая утренняя программа «Модный приговор», которая изначально, как не относись к ней, программа все равно пронизана добротой и дает основы эстетического воспитания. Одежда – это часть эстетического мировосприятия.
Боева:
- Какой бы вы фильм, программу, мультфильм вы бы запретили?
Григорьев:
- Я бы взрослым запретил «Детектор лжи».
Зябликова:
- Присоединяюсь.
Григорьев:
- Это изнанка всего… У каждого человека есть какие-то грехи. И если у нас православная страна, то это идет к тому, что только перед Богом исповедоваться, а не перед всеми.
Боева:
- Спасибо!— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Ппц, похоже имеет смысл купить пару терабайтников и пока не поздно выкачать себе с торрентов все возможные мультфильмы, на которых мы в свое время выросли, пока из них не повырезали все что только можно. Чтобы мои будущие возможные дети смотрели нормальные мультики, а не то что из них делают.
Уж Том и Джери подобрее будет ,чем Маша и Медведь...
Если сейчас персмотреть Том и Джери ,то чувствуется сильная разница ,мышка не только возмущается ,что её права ущемляются ,но борется за них ....А если перегибает палку ,то расплачивается за это....
Не давно с ребёнком пересмотрела ,прямо поразилась насколько жизненный мультик...
что, сейчас же мы крутые! Мы избавились от гнета коммунизма! И вот она - награда?
Такое чувство, что там, наверху, все прикидываются дурачками...развалили страну
По-вашему если мышка хорошая, а кот плохой - это жизненно?!
Вот кстати, как ни странно, и я, и моя мама, с которой мы порой вместе смотрели Тома и Джерри, всегда больше как раз импонировали коту, и дико жалели его )
Это же образы личности и это понимают даже дети ,(можно подумать зайчик хороший ,а волк плохой то же на самом деле жизненно ,в природе ведь зайцы вредители ,а волки санитары леса)
,тонкость мультика в том кот бывает не прав бывая эгоистом ,но во первых он кот и его зритель любит по любому ,а во вторых если конфликт заходит слишком далеко и не решается ,то виноваты становятся все .